(499)764-78-20    Даниловский вал, 10/12

О мастерских

                  

Русские православные монастыри  исстари  играли огромную роль во всех сферах жизни общества.  Многогранна была их экономическая и социально культурная деятельность.  Различные ремесла всегда были важной составной частью повседневной жизни обителей. Именовалась такая, требовавшая высокой квалификации, трудовая производственная деятельность рукоделием и послушанием братии. В большинстве мужских монастырей все предметы для хозяйственной жизни, и все необходимое для церковной службы  – начиная со строительства храмов, с их внутренним убранством: иконостасами, киотами, клиросами, мебелью, различной утварью,  и заканчивая книгами и богослужебными принадлежностями, изготавливали своими руками. Все умение и старание, богатый народный опыт,  художественная одаренность русского народа, все самое лучшее,  взятое  у зарубежных мастеров, вкладывалось в прекрасные образцы декоративно-прикладного церковного искусства.

Строительство храмов и часовен развило и обогатило деревянное зодчество. При создании иконостасов, киотов, храмовой мебели оттачивались приемы и методы резьбы и росписи по дереву. Со столетиями иконостасы становились воздушнее. Золоченая витиеватая резьба тех времен завораживает насыщенностью и техничностью исполнения.
Особое внимание в монастырях уделялось иконописи. Икона, являясь «окном в Царство Небесное», служит посредником в общении человека с Божественным миром, и важно, чтобы писалась она не только технически и канонически грамотно, но, обязательно с молитвой и благоговением. Раньше при написании иконы в монастыре молилась вся братия. Поэтому иконы тех времен завораживают своей духовной возвышенностью. Произведения Андрея Рублева, Дионисия являются неотъемлемой частью мировой сокровищницы культурного наследия человечества. И каждое столетие создавало свои новые бесценные творения.
Значительную роль играли монастыри в поддержании и преумножении церковного ювелирного дела.  Его традиции пришли на Русь из Византии. Византийские мастера рассматривали свое искусство как часть богослужения, поскольку видимая красота есть лишь образ Красоты Божественной, отблеск грядущего Царства, в котором откроется Ее полнота и совершенство. С таким взглядом на мир, воспринятым с крещением Руси, русские мастера создавали прекрасные изделия для Церкви: литургические сосуды, оклады икон и напрестольных Евангелий, кресты, ковчеги для святых мощей …  Художество в них становилось, богословием, молитвой, славословием Богу.
По учению Церкви, изложенному в трудах Святых Отцов VII-го Вселенского Собора, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Феодора Студита, свт. Никифора, Патриарха Константинопольского и других  Отцов Церкви, отстаивавших иконопочитание, церковное искусство существует для того, чтобы являть в мир Образ Бога Невидимого. Художественный образ, посвященный Богу и созданный по канонам Церкви, всегда является образом Литургическим. Он — источник Божественной Благодати, подаваемой Духом Святым посредством него; и чистое окно, через которое человек духовно восходит к Богу.  
Изделия церковного искусства отражают неощущаемую при земной жизни человека духовную реальность через доступное пяти плотским чувствам восприятие: образы, формы, звуки,  запахи и вкус.   Все великолепие и разнообразие произведений церковного творчества  проявляется  в богослужении.
По слову митрополита Питирима (Нечаева): Православное богослужение — это синтез искусств. Красота как Слава Божия наполняет храм. Церковная архитектура и фресковая роспись, иконопись и древнерусское шитье, церковное пение (в Православной Церкви без сопровождения инструмента) и поэзия церковных песнопений, искусство облачений и пластика движения церковнослужителей, искусство освещения (лампады и свечи) и искусство благовоний (фимиам каждения) — все слито в единое служение Богу и Красоте.
Это Искусство не только утешающее, но и действенное, не только символическое, но и преображающее. Преображающее его значение с особой силой осозналось в русской душе, которая дала ему и пророческое выражение в вещем слове Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир». Красота эта есть явление Красоты духовной, которая считается одним из критериев православной церковности.
Художественно-реставрационные мастерские Данилова монастыря призваны создавать  именно такую красоту — настоящие выразительные произведения церковного искусства, помогающие более глубокому и полному восприятию величественности  и  благодати Православной Церкви, её богослужений, внешнего и внутреннего благолепия.

Иконописная, ювелирная, художественно-столярная мастерские, основанные почти в самом начале возрождения монашеской жизни Данилова монастыря, активно участвуют в благоукрашении церковной жизни, как родной обители, так и других храмов и монастырей, обращающихся к ним за помощью. В настоящее время руководит деятельностью мастерских насельник Данилова монастыря иеромонах Алексий (Завидонский).


Художественно-реставрационные мастерские работают в тесном сотрудничестве с Архитектурно-художественными  мастерскими Данилова монастыря, участвуя в росписи и обустройстве храмов, создаваемых нашими архитекторами. Познакомиться с их деятельностью  можно на сайте  www.mdmas.ru

 

Небольшая часть художественных изделий передается в Иконную лавку Данилова монастыря для продажи. О них можно узнать по телефонам: (495) 955-67-07 или (495) 952-67-88, или посетив торговые павильоны, находящиеся на территории монастыря.

Основная часть работ выполняется мастерскими по индивидуальным заказам. В их числе и изделия, представленные фотографиями на нашем сайте, которые теперь радуют своих владельцев по всему миру: и в удаленных уголках России, в Европе, Америке.